Родовые травмы у детей

Как это ни печально, но 90% детей при рождении получают родовые травмы. Является ли это следствием исключения человеческой популяции из зоны действия естественного отбора, платой за первородный грех или просто издержками цивилизации – мнения на этот счет могут быть разными, но факт остается фактом. Родовые травмы различаются в первую очередь по тяжести их последствий для нервной системы ребенка – от легких, вызывающих незначительные нарушения ЦНС, до тяжелых, приводящих к инвалидности. По виду травмирующего фактора родовые травмы можно разделить на механические и гипоксические. Механические родовые травмы происходят из-за сдавливания, смещения костей черепа и позвоночника при прохождении ребенка по родовым путям и при родовспоможении, особенно при аномальных положениях плода, слишком интенсивных родах, наложении щипцов. Гипоксические родовые травмы случаются из-за недостаточного поступления кислорода в кровь плода, при этом в первую очередь поражаются клетки головного мозга.

Родовые травмы не всегда выявляются в роддоме, часто их последствия проявляются спустя некоторое время отставанием в развитии, отклонениями в поведении ребенка, головными болями и другими симптомами нарушения ЦНС. Если оставить эти симптомы без внимания и не лечить ребенка, патологические процессы могут привести к развитию серьезных заболеваний ЦНС. Поэтому родители должны пристально следить за развитием и поведением детей, и при появлении симптомов нарушения ЦНС сразу же обращаться к специалисту, поскольку, чем раньше начато лечение, тем больше шансов, что оно будет успешным. Особенно внимательны должны быть близкие детей, родившихся в тяжелых и патологических родах.

Симптомы нарушений ЦНС, причиной которых могла быть родовая травма, разнообразны. У новорожденных это может быть частый необъяснимый плач, косоглазие, слюнотечение, отсутствие интереса к окружающему, отставание в физическом и речевом развитии. Дети постарше могут жаловаться на головную боль, отставать в речевом и умственном развитии, быть агрессивными и раздражительными или, наоборот, апатичными и замкнутыми.

Для лечения последствий родовых травм традиционная неврология использует длительную лекарственную терапию, которая не особенно эффективна, к тому же не безвредна для организма. Альтернативой этому лечению является кранио-сакральная терапия (КСТ), в основе которой лежит теория о том, что спинномозговая жидкость пульсирует с определенной частотой, влияющей на работу мозговых центров. При травмах мозга происходит изменение природной частоты пульсации, что вызывает сбои в работе мозговых центров. Сеансы КСТ помогают восстановить нормальную пульсацию и улучшить функционирование мозговых центров. Во многих случаях метод КСТ оказывается настолько эффективным, что это кажется фантастикой, уже после нескольких сеансов появляются заметные улучшения, дети начинают нормально развиваться, к тому же, этот метод безвреден.